Стремление "Газпрома" придерживаться традиционной стратегии в Европе может привести к потере доли на рынке и снижению экспортной выручки. Об этом говорится в исследовании Энергетического центра бизнес-школы "Сколково", пишут "Известия". По оценке экспертов центра, спрос на газ расти не будет, а конкуренция существенно увеличится.

В "Сколково" предрекают, что цена американского СПГ в ближайшее время сравняется со стоимостью газа на новых проектах компании. Кроме того, производство сжиженного газа будет расти со временем за счет месторождений в Австралии и Африке. Появятся конкуренты и в сфере газа, поставляемого по трубопроводам - речь идет об Азербайджане, Ираке и Иране.

При этом ниша для дополнительных поставок в Европу до 2017 года полностью отсутствует, так как весь спрос покрывается в рамках долгосрочных контрактов на пять лет. Лишь после 2025 года, по прогнозам специалистов "Сколкова", она начнет расширяться.

Эксперты предлагают "Газпрому" изменить стратегию и предлагать газ по более низким ценам, а также постепенно перейти на рыночное ценообразование. В среднесрочной перспективе такая позиция будет выгодной, поскольку монополия сохранит и, возможно, даже увеличит долю на рынке ЕС.

"Газпром" заключает со своими партнерами в Европе долгосрочные контракты, цены по которым фиксированы и изменяются не так гибко, как рыночные. Кроме того, в контрактах монополиста прописано правило "бери или плати".

В течение прошлого года некоторые иностранные партнеры российского производителя смогли добиться пересмотра цен. Среди них были итальянская Edison, немецкая Wingas, французская GDF Suez, итальянская Sinergie Italiane, словацкая SPP и австрийская Econgas.

В начале 2012 года "Газпром" объявил, что дает скидку для европейских покупателей газа в 7-10 процентов. В монополии отмечали, что понижение цены должно сделать российский газ более конкурентоспособным на европейском рынке.